?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

28
ноября
2019

Реставрация Чесменской галереи Гатчинского дворца признана международными экспертами на конкурсе «Золотой Трезини» лучшим реализованным проектом реставрации

Поделиться:
Распечатать

Работы по реставрации и консервации Чесменской галереи Гатчинского дворца проводились в 2018 году по программе КГИОП.

Торжественная церемония награждения победителей II архитектурно-дизайнерского конкурса с международным участием «Золотой Трезини» состоялась 27 ноября 2019 года в Атриуме Петропавловской крепости.

Участников конкурса приветствовали представитель Министерства иностранных дел России в Санкт-Петербурге Владимир Запевалов, председатель КГИОП Сергей Макаров, главный архитектор Санкт-Петербурга – председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, генеральный консул Турецкой Республики в Санкт-Петербурге Юнус Белет.

Проект «Реставрации и консервации Чесменской галереи Гатчинского дворца» стал победителем конкурса в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции».

Проект «Реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Апостола Петра» получил специальный диплом конкурса «Золотой Трезини» «За выдающийся пример реставрации памятника деревянного зодчества». Этот проект также стал победителем в номинации «Реставрация года» III премии «Петербург и Петербуржцы – 2019», подведение итогов которой состоялось 27 ноября 2019 года в Белом зале Мраморного дворца.

Специальный диплом конкурса «За сохранение уникальных памятников дворцово-парковой архитектуры» получил проект «Реставрация объектов крепости Петерштадт: Почетные ворота и музей «Дворец Петра III».

Также на победу в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции» претендовали проекты:

- Возвращение облика Красной гостиной в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» (Санкт-Петербург);

- Объект культурного наследия федерального значения «Конюшни дворцовые» (Санкт-Петербург);

- Реставрация металлического декора Императорского павильона Витебского вокзала (Санкт-Петербург);

- Сохранение здания Русского торгово-промышленного банка с приспособлением для современного использования (Санкт-Петербург).

На второй конкурс было подано 350 заявок из более чем 50 городов и регионов России, Белоруссии, Казахстана, Абхазии, Великобритании, Латвии, ОАЭ, Финляндии и Южной Кореи.

Работу конкурсантов оценивал 71 эксперт международного жюри. Лауреатами конкурса стали 18 победителей в основных номинациях, а также 17 победителей в специальных номинациях.

***

В период с 2015 по 2019 годы по программе КГИОП на реставрацию интерьеров и фасадов Гатчинского дворца выделено 553 млн. руб.

Работы по реставрации и консервации интерьера Чесменской галереи Гатчинского дворца проводились по программе КГИОП в 2018 году на сумму 39,8 млн. руб.

Государственный музей-заповедник «Гатчина значительно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Реставрация началась в 1976 году. Вновь открыт для публики в 1985 году.

До Великой Отечественной войны Чесменская галерея (В. Бренна, 1790-е) была одним из самых пышных и торжественных пространств Гатчинского дворца. В 1944 году пожаром были уничтожены чердачное перекрытие и кровля, разбиты статуи и лепные украшения, сильно пострадал декор. В 1970-х годах выполнено новое межэтажное и чердачное перекрытие, начато воссоздание полукруглой восточной стены и балкона, при этом работ по восстановлению интерьера Чесменской галереи не проводилось. В 2017 году ООО «Возрождение Петербурга» подготовлен проект реставрации Чесменской галереи. Специалистами был предложен метод консервации с элементами воссоздания. Работы выполнены по заказу КГИОП в 2018 году. Чесменская галерея, получившая название «Зал Памяти Великой Отечественной войны 1914-1945 годов», торжественно открыта для публики 7 мая 2019 года.

Чесменская галерея Гатчинского дворца принадлежала к числу лучших созданий Винченцо Бренны. Она была разрушена в годы войны и до настоящего времени не реставрировалась. Несмотря на возможность восстановить галерею полностью, был сделан выбор в пользу консервации с элементами воссоздания. Сегодняшний зал — это призрак Чесменской галереи, воспоминание о былой красоте. Зияющая пустота стен со следами огня возвращает в прошлое, и война, кажущаяся такой далекой, становится почти осязаемой. Пронзительным диссонансом на этом фоне выглядят воссозданные по акварели Э. П. Гау и дореволюционным фотографиям элементы интерьера: дверной портал, фрагмент стены с оконным проемом, балкон. Как живое напоминание об одной из самых страшных трагедий XX века, Чесменская галерея получила название «Зал Памяти Великой Отечественной войны».

Во многих пригородах Санкт-Петербурга еще видны следы минувшей войны. Но в судьбе Гатчины она сыграла особую роль. Послевоенное музейное возрождение не затронуло Гатчинский дворец, начало его реставрации затянулось на многие десятилетия. Работы начались только в 1976 году, когда остальные комплексы были большей частью восстановлены. Сегодня военные разрушения в Гатчине — это все еще реальность, с которой сталкиваешься постоянно, и память о войне — не прошлое дворца, а его настоящее. Чесменская галерея – символ этой памяти.

***

Храм Святого апостола Петра в Лахте построен в 1894 году в память о христианском подвиге Петра Первого – помощи в спасении утопающих матросов в 1724 году. В 2019 году в церкви закончились масштабные реставрационные работы, давшие объекту культурного наследия новую жизнь.

Обследование и разработка проекта началась в 2013 году, комплексная реставрация длилась с 2017 по 2019 год. Общая стоимость работ за период 2013-2019 составила 191 млн. руб. Открытие церкви после реставрации состоялось в июле 2019 года к 125-летию храма.

В процессе проведения реставрационных работ было выявлено подлинное состояние деревянных элементов и конструкций памятника, позволяющее сохранить не только облик, но и значительную часть исторического материала сруба и конструкций здания, выполнив его реставрацию с восполнением утрат в подлинном или аналогичном материале и технологии сборки. Церковь не разбиралась, реставрация проводилась с вывешиванием частей здания на домкратах и подведением недостающих или отреставрированных венцов, что требует особенного умения и аккуратности.

Важными этапами работ стали демонтаж кирпичной пристройки западного фасада, воссоздание колокольни, восстановление кровли, декоративных элементов обшивки фасада. Специалисты провели реставрацию крылец (в том числе и парадного, над которым был восстановлен деревянный навес), реконструкцию подвала.

Во время демонтажа декоративной обшивки были обнаружены сохранившиеся фрагменты исторической окраски фасада, а также найдена карандашная надпись, оставленная неизвестным мастером при строительстве церкви. Кроме того, в ходе работ были найдены этикетка от асфальтового толя времен постройки церкви и водяной уровень.

Фасады окрашены в обнаруженный при расчистках цвет желтой охры с выделением архитектурных деталей коричневым цветом.

***

Почетные ворота, возведенные в 1757 году, и дворец Петра III – единственные постройки потешной крепости Петерштадт в Ораниенбауме, дошедшие до наших дней. Их автор – Антонио Ринальди. Во время реставрационных работ 2018-2019 годов были обновлены фасады и металлические элементы конструкции, а также восстановлено благоустройство вокруг Почетных ворот.

Дворец Петра III – замечательный памятник стиля рококо и главная постройка потешной крепости Петерштадт. Внешний облик дворца сохранился до наших дней без изменений, но интерьеры требовали серьезной реставрации и восстановления. Главная находка сделана реставраторами в Картинном зале дворца: после демонтажа светильника и расчисток, в медальоне потолка обнаружен живописный плафон, заклеенный, очевидно, в ходе послевоенной реставрации.

***

Всероссийский конкурс «Золотой Трезини» проводится с 2018 года при поддержке Генерального консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге, Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в Санкт-Петербурге, Посольства России в Швейцарии, Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и Всемирного клуба петербуржцев.