?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

6
августа
2019

7 августа исполняется 300 лет с момента начала несения службы Толбухиным маяком

Поделиться:
Распечатать

7 августа 2019 года исполняется 300 лет с момента начала «несения службы» Толбухиным маяком – первым в акватории Финского залива. В 1719 году маяк был деревянным и назывался «Котлинский». Он был первым маяком в России, огонь которого зажигался постоянно в определённое время. Автором первоначальной постройки был Пётр I.

В июне 2019 года на основании распоряжения председателя КГИОП Сергея Макарова «Толбухин маяк» (город Кронштадт, Финский залив, островок на расстоянии 5,2 км от западной оконечности острова Котлин) стал памятником регионального значения.

Толбухин маяк является частью архитектурного ансамбля XIX века – оборонительных сооружений Кронштадтской крепости и фортов. Он представляет собой архитектурную доминанту в акватории Финского залива, имеет огромный по радиусу круговой обзор, а также участвует в восприятии Кронштадта с западной стороны.

С Толбухиным маяком связано имя гидрографа Леонтия Васильевича Спафарьева, который, вероятно, являлся автором проекта каменного маяка, построенного в 1810 году, а также его сподвижника гидрографа, писателя и декабриста Николая Александровича Бестужева, который был арестован на Толбухином маяке в 1825 году.

Здание маяка, состоящее из трех частей – башни маяка, переходной галереи и караульного дома, является ярким образцом утилитарной архитектуры первой половины XIX века. Башня маяка представляет собой шестиэтажное, оштукатуренное, круглое здание, увенчанное металлическим фонарем с купольным завершением, переходная галерея – двухэтажное кирпичное здание, караульный дом – двухэтажное оштукатуренное здание.

Толбухин маяк сохранил своё историческое объемно-пространственное решение, конструктивную систему, архитектурно-художественное решение фасадов. Наиболее целостно сохранила своё историческое архитектурное решение башня маяка – гранитный цоколь, деревянная лестница, обходная галерея с металлическими ограждениями, а также уникальные конструкции фонаря маяка с чугунной лестницей, внутренней и внешней металлическими обходными галереями и колоколом Ревельского порта 1898 года, который ныне висит у фонаря. В интерьерах переходной галереи и караульном доме в советское время произведены перепланировки.

Начало строительство маяка на косе Котлинской (ныне – Толбухина) относится к 1718 году. «На записке, писанной Петром 13 ноября, о разных сооружениях, которые он предполагал произвести на Котлине, между прочими пунктами написано: «Сделать Колм каменный с фонарем на косе Котлинской» и против этого пункта сделана пометка: «чертеж отдан в.а.» (то есть вице-адмиралу Крюйсу)». [Головизнин К. Русские маяки в царствование Петра Великого/ «Морской сборник» №10, 1884. С. 38]

В августе 1719 года капитан Лейн доносил Государю с Котлина: «тако-ж и на рифе Котлинском огонь в фонаре через всю ночь есть же», что свидетельствует о том, что с 1719 года огонь в фонаре на Котлинской косе начал поддерживаться постоянно.

До 1736 года он именовался «маяк на конце косы Котлинской», «маяк на конце косы Котлина острова» или просто «Котлинский».  В 1736 году Котлинский маяк был переименован в «Толбухин» в честь полковника Федота Толбухина, командовавшего полком, который в 1705 году разбил шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу. С этого времени во всех документах встречается наименование «Толбухин маяк».

В 1736 году Адмиралтейств-коллегия приняла решение приступить к строительству нового каменного маяка, которое было поручено главному адмиралтейскому архитектору И. Коробову. Побывав на Котлинской косе, Коробов определил первоочередные работы и предложил, чтобы не терять времени и не создавать неудобств мореплавателям, вначале на месте старого обветшалого возвести новый деревянный маяк, одновременно начав подготовку к строительству каменного. В 1737 году второй деревянный маяк был построен. К 1739 году был выложен фундамент для каменного маяка.

К осени 1810 года под наблюдением капитана 2-го ранга Л.В. Спафарьева возведена круглая башня из кирпича на гранитном цоколе, караульный дом и баня. В верхней части маяка был смонтирован металлический двенадцатигранный фонарь с масляными лампами н отражателями, обеспечивавший 24-метровую высоту огня. Маяк обслуживали офицер-смотритель, унтер-офицер и семь матросов.

В 1820 году помощником директора Балтийских маяков в Кронштадте Л.В. Спафарьева был назначен Николай Александрович Бестужев. В начале 1823 года усилиями Л.В. Спафарьева и его помощника Н.А. Бестужева впервые в России был применен литографический способ создания карт. За эту работу Н.А. Бестужева наградили орденом Св. Владимира IV степени.

Весть о расстреле 14 декабря 1825 года восстания на Сенатской площади застала Л.В. Спафарьева в Ревеле. Ему сообщили, что его бывший подчиненный Николай Бестужев вывел на площадь Гвардейский Флотский экипаж почти в полном составе и объявлен императором одним из главных государственных преступников.

Николая Бестужева арестовали 16 декабря на Толбухином маяке, куда он, переодевшись в матросскую робу, по льду перебрался из Кронштадта. При обыске у него обнаружили бланк командировочного предписания с печатью Директора Балтийских маяков и подписью Спафарьева. После ареста Николая Бестужева поместили в Петропавловскую крепость, а затем отправили в ссылку и на каторгу. Его перу принадлежит очерк «Толбухин маяк» – впервые напечатанный в сборнике «Рассказы и повести старого моряка Н. Бестужева».

В 1884 году на Финском заливе произошла сильная буря, которая нанесла значительный урон маяку – волны повредили часть оконных заполнений караульного дома, галереи и шлюпочный спуск, уничтожили насыпную площадку перед караульным домом. В 1885 году проведены капитальные ремонтные работы.

В дальнейшем, до революции 1917 года, никаких масштабных капитальных работ на Толбухином маяке не производилось, кроме установки колокола с надписью «Ревельскiй порт 1898 г.».

Во время Великой Отечественной войны Толбухин маяк служил наблюдательным пунктом в ходе сражений на Балтике. С башни, которая устояла при мощных обстрелах, отслеживали вспышки вражеских батарей, корректировали орудийный огонь с фортов, засекали места падения мин.

В настоящее время Толбухин маяк является действующим и эксплуатируется Управлением навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.