?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

19
июня
2019

Грифоны вернулись на Банковский мост

Поделиться:
Распечатать

Сегодня состоялось торжественное открытие после реставрации Банковского моста с грифонами. В церемонии приняли участие временно исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и председатель Сбербанка Виктор Вентимилла Алонсо.

Грифоны на пешеходном Банковском мосту впервые за историю их существования с 1826 года были демонтированы, и их реставрация выполнялась в условиях мастерской.

Финансирование комплексной реставрации скульптур грифонов осуществил Сбербанк в качества дара Санкт-Петербургу. Реставрацию грифонов провели специалисты ООО «Реставрационная мастерская «НАСЛЕДИЕ» в соответствии с согласованной научно-проектной документацией под контролем КГИОП.

Скульптуры были демонтированы в январе 2017 года, до конца апреля 2017 года проводилось их обследование, разработка и согласование научно-проектной документации. Реставрация грифонов в реставрационных мастерских проходила с мая 2017 по май 2018 года. Монтаж скульптур на историческое место и нанесение финишного покрытия производился с 13 мая 2019 до 5 июня 2019 года.

Внутри грифонов находятся несущие конструкции моста, которые удерживают ванты. Демонтаж скульптур позволил полноценно обследовать конструкции и выполнить капитальный ремонт Банковского моста (последний раз он проводился в 1976 году).

Работы по капитальному ремонту моста выполнялись с сентября 2018 года.  Стоимость (без учета реставрации скульптур) – 36,2 млн. руб. Заказчиком работ по капитальному ремонту моста выступило СПб ГБУ «Мостотрест», подведомственное Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Подрядчик – ЗАО «Пилон». Проект выполнило АО «Петербургские дороги».

Скульптуры находились в аварийном состоянии. Движение и проседание грунта вызывало подвижки частей скульптур. В итоге из-за вертикальных и горизонтальных нагрузок были значительно увеличены зазоры между швами. При условии зимнего цикла «замораживания и оттаивания»,  при попадании влаги внутрь конструкции, происходил постепенный разрыв  и увеличение расхождений и трещин.

Поскольку полная разборка скульптур и плинтов никогда не производилась, внутренняя поверхность чугуна особенно подвержена коррозии.

Скульптуры состоят из пяти чугунных частей – двух половин и трех «вкладышей» (на передних лапах и груди), плинт – из двух. Отдельно крепятся медновыколотные крылья и фонари. Пьедестал – монолитный.

Скульптуры были сильно загрязнены, на постаментах были надписи аэрографом, пятна краски, биозагрязнения. Утрачено около 20% позолоты.

Методом капиллярного контроля были получены полные данные обо всех видах дефектов (трещин, отверстий, лощин, каверн) скульптур, составлены картограммы. Проведено 3D-сканирование поверхности металла с целью 3D-принта фрагментов воссоздания и создания проекта сборки.

В реставрационной мастерской выполнена реставрация чугунных частей скульптур с воссозданием утрат.

«Как мы предупреждали в процессе реставрации, цвет скульптур изменился, – рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров. – Дело в том, что привычный всем зеленоватый цвет они обрели только в послевоенные годы. На основании архивной иконографии принято решение о возвращении к исторической окраске под равномерно патинированную бронзу».

Перед золочением  медных выколотных крыльев  вручную была проведена расчистка поверхности от загрязнений и старой позолоты.

В ходе архивных изысканий уточнено, что у грифонов были позолочены не только  крылья и детали фонарей, но также и нижние части крыльев и гребни на спинах. Об этом упоминается в важнейшем для данной реставрации документе 1831 года – «Описи моста о 4-х грифах…»: «...с медными крыльями и вызолоченными на масле гребнями <...> железных дуг с медными вызолоченными червонным золотом оболочками <...> медных коронок, вызолоченных спереди через огонь, а сзади на масле <...> пьедесталы выкрашены свинцовой краской и сверх того еще наведены лаком». На основании этих данных проектом предусмотрено золочение дополнительных деталей скульптур.

Первоначальный облик, по эскизу фон Треттера, теперь также обрели плафоны фонарей. Существовавшие фонари изготовлены в 1952 году, и они не вполне соответствовали оригиналу. Медные оболочки дуг и выколотные коронки в виде листа аканта сохранились подлинные, и они также отреставрированы. Предусмотрена скрытая электропроводка.

Антивандальное покрытие представляет собой полиуретановый защитный слой поверх окрашенных поверхностей тел грифонов. Данный слой обеспечивает удаление потенциально возможных надписей, рисунков, но не предотвращает порчу грифонов вандалами острыми предметами и от последствий залезания на скульптуры.

После демонтажа грифонов и снятия плинтов в них обнаружилось множество камней, монеты и записки, которые переданы пользователю памятника – Государственному музею городской скульптуры.

После монтажа грифонов на постаменты выполнена сборка и установка фонарей на головах, на скульптуры нанесен финишный отделочный слой.

В ходе работ по капитальному ремонту моста специалисты ЗАО «Пилон» произвели демонтаж перильного ограждения, цепей и подвесов моста, чугунных рам, пьедесталов скульптур, отреставрировали в мастерских, а затем установили на прежнее место.

Детали были очищены, зашпаклеваны, загрунтованы и покрашены в серый цвет в соответствии с исторической иконографией. Чугунные рамы 1826 года, на которые крепятся цепи моста, усилены с помощью сварки и карбоновой ленты. Устранены дефекты ажурной решетки перильных ограждений моста и ее декоративных деталей. Позолочены 30 декоративных шариков на ограждениях моста.

Обновлены металлоконструкции пролетного строения и заменено деревянное покрытие прохожей части. Выполнено новое свайное основание моста, сооружены железобетонные ростверки.

Кроме того, были демонтированы воздушные сети освещения моста, электрическая проводка проложена под землей. Восстановлено благоустройство.

Фотографии этапов реставрации скульптур доступны для скачивания по ссылке https://yadi.sk/d/rXafvkU_sYkUTA.

***

Банковский мост или «Цепной пешеходный мост о четырех Грифах на Екатерининском канале» был построен в 1825-1826 годах по проекту немецкого инженера-мостостроителя Вильгельма фон Треттера.

Мост являлся одним из пяти подвесных мостов, созданных инженером Треттером в столице. До настоящего времени сохранились три: Банковский, Львиный и Почтамтский (все пешеходные). Исторические конструкции в первозданном виде сохранились только у Банковского моста.

Мост украшают четыре сидящие скульптуры грифонов, которые расположены попарно на противоположных берегах и удерживают в зубах цепи, на которые «подвешен» мост. Скульптуры грифонов выполнены академиком Павлом Соколовым, автором скульптур других цепных мостов (Львиного, Египетского).

Грифоны высотой 2,85 м. отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. Крылья вычеканены из листовой меди и позолочены. Могучие изваяния с напряженной мускулатурой лап и шеи оттеняют легкость и изящество конструкций пролетной части.