?Вопрос-ответ
к списку

Новости RSS подписка

14
декабря
2018

Здание служб при дворце Ольги Гогенфельзен в Пушкине обрело статус регионального памятника

Поделиться:
Распечатать

В соответствии с распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Службы при дворце О.В. Гогенфельзен (Палей)» (г. Пушкин, пер. Московский, д. 7/20, лит. А) включены в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Здание, расположенное в северной части Казанского сквера Пушкина, прямоугольное в плане, на белокаменном цоколе, кирпичное, одноэтажное, под сложной крышей, сохранило своё историческое расположение, конфигурацию и габариты.

Службы при дворце О.В. Гогенфельзен были построены одновременно с дворцом в 1910-х годах. Имя архитектора не установлено. Всё время существования усадьбы здание являлось неотъемлемой частью единого архитектурного ансамбля.

Около 40 лет службы находились в плачевном состоянии. В 1990-е годы часть здания использовалась под кафе. В 2010 году произошло обрушение сгнивших стропил.

В 2014 году КГИОП была согласована проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с приспособлением для современного использования. В 2016 году работы завершены.

Работы велись по заказу и счёт пользователя.

Дворец был построен в 1911-1914 годах по заказу графини Ольги Валерьяновны Гогенфельзен (по первому браку – Пистолькорс) по проекту архитектора Карла Шмидта в формах раннего французского классицизма.
О.В. Гогенфельзен являлась женой Великого князя Павла Александровича, с ней он состоял в морганатическом браке. В 1915 году император Николай
II пожаловал ей титул княгини Палей. За все время царствования последнего российского самодержца это был единственный случай возведения в княжеское достоинство.

Для творчества Карла Шмидта – яркого представителя новейших течений того времени: кирпичного стиля, модерна и конструктивизма – обращение к архитектуре классицизма было необычно.

Дворец строили французские и бельгийские рабочие, все материалы, включая обшивку стен и фурнитуру дверей и окон, были привезены из-за границы.

С началом Первой Мировой войны Великий князь Павел Александрович вновь поступил на военную службу, а его супруга принялась хлопотать о размещении в одном из этажей своего дворца большого лазарета для раненых. Ольга Валериановна также устроила во дворце склад для нужд фронта. Там же производилась пошивка белья для солдат.

Несмотря на неоднократные предложения об эмиграции, О.В. Палей выехала в Финляндию вместе с дочерями Ириной и Наташей лишь в конце 1918 года. В июле 1918 года в Алапаевске был казнен Владимир Палей – сын Ольги Валерьяновны и Павла Александровича, а сам Великий князь расстрелян в январе 1919 года.

В феврале 1918 года распоряжением наркома просвещения А.В. Луначарского дворец Палей был национализирован. В период с 1918 по 1927 годы в здании находился музей – хранилище произведений искусств царскосельских дворцов. Первые экскурсии, которые устраивались два раза в неделю, проводила сама хозяйка, Ольга Валериановна.

В 1927 году музей был ликвидирован. Во дворце открылся Дом партийного просвещения (ДПП) Ленинградского губернского (затем областного) комитетов ВКП(б).

Во время Великой Отечественной войны во дворце и на сопредельной территории размещались подразделения испанской «Голубой дивизии».

В 1952 году дворец был передан Военно-морскому министерству. С тех пор в нем находилось Строительное училище военно-морских сил.