?Вопрос-ответ

Жан Франсуа Тома де Томон

Поделиться:
Распечатать

Thomas_Thomson.jpgЖан Франсуа Тома де Томон вошел в историю русского классицизма как один из родоначальников новой архитектурной эпохи. Она охватывает первую треть XIX века и получает наивысший расцвет в произведениях К.И. Росси. Тома де Томон явился автором первого развёрнутого классического ансамбля – здания Биржи с Ростральными колоннами и набережной стрелки Васильевского острова.

В 1777 году в возрасте 17 лет Жан Франсуа после предварительной подготовки поступил в Королевскую академию архитектуры в Париже и стал учеником одного из лучших академических профессоров – Ж.Д. Леруа. Очевидно, благодаря Леруа Томон пристрастился к архитектуре Древней Греции, что нашло достаточно яркое отражение в его творчестве в Петербурге. Так, например, здание Биржи напоминает древнегреческий периптер, а мавзолей «Супругу-благодетелю» в Павловске – древнегреческий простиль.

В 1802 году начинается практическая деятельность Тома де Томона в Петербурге в качестве архитектора. В период с 1807 по 1809 годы по проекту архитектора возводится шедевр русского классицизма – храм-памятник императору Павлу I в Павловске.

Супругу-благодетелю.jpgЖелая увековечить память о своём супруге, вдовствующая императрица Мария Федоровна решила установить ему архитектурный монумент. Величественное здание из песчаника высится на гранитном подиуме с широкими ступенями, четырехколонный портик поддерживает фронтон с надписью: «Супругу благодетелю», на противоположной стороне – слова: «Павлу I-му Императору и Самодержцу Всероссийскому. Родившемуся сентября 20-го дня 1754 года. Скончавшемуся марта 11-го дня 1801 года».

Вокруг Мавзолея были посажены высокие ели, что еще более подчеркнуло траурный характер сооружения.

В этот же период Тома де Томон полностью перестроил дом графини Лаваль на Английской набережной, 4. Фасад дома после перестройки сохранил свой облик до настоящего времени.

В 1804 году Жан Франсуа Тома де Томон разрабатывает проект здания Биржи. Он решил ориентировать Биржу на водораздел рек Невы – главной водной магистрали города, зрительно закрепив её в обширном водном пространстве двумя Ростральными колоннами.

b00000383.jpg

Значительное внимание Тома де Томон уделял скульптурному убранству здания Биржи и Ростральных колонн, по содержанию и композиционно тесно связанному с архитектурой. На главном и противоположном фасадах над карнизом он спроектировал близкие по содержанию и композиции скульптурные группы: «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и рекой». По замыслу Томона эти скульптурные группы, установленные на ступенчатых аттиках, должны были рельефно вырисовываться на фоне больших полуциркульных окон. Соответственно со стороны центрального биржевого зала им должны были отвечать скульптурные композиции «Время» и «Коммерция». Ещё четыре аллегорические статуи: «Закон», «Изобилие», «Правосудие» и «Мореплавание» - предполагалось установить на печах биржевого зала. Что касается Ростральных колонн, то помимо ростр (носовых частей кораблей) у их подножий Тома де Томон поместил сидящие фигуры, называемые аллегориями рек – Нева, Волхов, Днепр и Волга.

Торжественное открытие Биржи состоялось в 1816 году. Художественные достоинства биржевого ансамбля сразу же получили высокую оценку современников, а стрелка Васильевского острова стала одним из излюбленных мест прогулок жителей Санкт-Петербурга.

Ансамбль Биржи даже издали производит сильное впечатление, поражают своим величием Ростральные колонны. Ансамбль стрелки Васильевского острова занимает одно и ведущих мест в архитектурном облике города. Наряду с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством он стал неотъемлемым символом Санкт-Петербурга.

Томон работал также над отделкой интерьеров Зимнего дворца, занимался планировкой парков на Каменном острове, преподавал в Академии художеств и Институте корпуса инженеров путей сообщения.

* Источник текста: Зодчие Санкт-ПетербургаXVIII век. — СПб.: Лениздат, 1997. — З-78 1021 с., ил.

Автор - В.К. Шуйский.