?Вопрос-ответ

Роман Фёдорович Мельцер

Поделиться:
Распечатать

Портрет.jpgРоман (Роберт) Фридрих Мельцер родился в Петербурге. Он был старшим из восьми детей. В тринадцать лет Мельцер был отдан в Санкт-Петербургское коммерческое училище. Закончив училище с серебряной медалью, он в 1878 году поступил в Академию художеств. В 1888 году по рекомендации педагогов Роман Мельцер был принят в число членов Санкт-Петербургского общества архитекторов.

В 1900 году по проекту архитектора была создана грандиозная ограда для Зимнего дворца, которая была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Однако сооружение нарушило взаимосвязь дворца с ансамблем центра города. Ограда была снята и в настоящее время её фрагменты находятся на проспекте Стачек у Сада им. 9 января. Это произведение принесло автору известность.

В 1897 году Роман Мельцер осуществил свою первую самостоятельную постройку в Петербурге. К 1900 году по проекту архитектора был построен каменный двухэтажный флигель на Лесном проспекте для крупного промышленника Э.Л. Нобеля. Для рабочих заводов Э.Л. Нобеля в 1906 году по типовому проекта Р.Ф. Мельцера были построены два жилых дома.

Особняк Фолленвейдера.jpgОдин из важнейших творческих принципов модерна – поиск индивидуального художественного образа. Именно в дачах и особняках этот принцип смог осуществиться наиболее последовательно. В 1901-1904 годах на Каменном острове Роман Мельцер построил собственный особняк – великолепный образец архитектуры петербургского «северного модерна». Это стилистическое направление сложилось в нашем городе под влиянием архитектуры финского романтизма.

Недалеко от собственного дома архитектора на Каменном острове находится ещё одна постройка в духе «северного модерна» – особняк Э.Г. Фолленвейдера, спроектированный Р.Ф. Мельцером в 1904 году.

Иную, рационалистическую, ветвь модерна иллюстрирует здание Ортопедического института, явившееся первым подобного рода учреждением в России. Здание было построено в 1902-1906 годах по проекту Романа Мельцера.

Особняк Кочубея.jpgВ 1908-1910 годах Роман Мельцер создаёт особняк князя В.С. Кочубея на Фурштатской улице, 24.

На рубеже 1900-1910 годов в петербургской архитектуре произошел поворот к ретроспективизму, включавшему в качестве ведущего направления неоклассицизм. Последний не был однородным явлением, меняясь в широком диапазоне – от использования отдельных классических деталей до создания мастерских имитаций построек классицизма. Если в особняке В.С. Кочубея отзвуки классицизма почти растворяются в системе рационального модерна, то дальнейшее творчество Р.Ф. Мельцера отличается постепенным нарастанием ретроспективных тенденций.

Таким стал особняк В.Э. Бранта на улице Куйбышева, 2-4, построенный по проекту архитектора в 1909-1910 годах.

В 1910-1913 годах по проекту Романа Мельцера был построен дворец для великого князя Михаила Александровича. В его отделке архитектор использовал светло-серые керамические плитки «каррара» фирмы «Дультон».

Последней крупной работой Р. Мельцера в Петербурге был проект архитектурного оформления постоянного каменного Дворцового моста через Неву. Мост строился по проекту инженера путей сообщения А.П. Пшеницкого и Р.Ф. Мельцера. Строительство моста было задержано из-за начавшейся Первой Мировой войны. Мост был торжественно открыт в 1916 году.

Роман Мельцер был также выдающимся мастером интерьера, художественным руководителем крупнейшей в России мебельно-столярной фирмы «Ф. Мельцер». Знаменитая Кленовая гостиная Александровского дворца в Царском Селе, некоторые интерьеры Зимнего дворца и многие другие были созданы по проектам архитектора.

Осенью 1918 года Роман Мельцер вместе со своим приёмным сыном И.И. Трофимовым покинули Россию (Трофимов – двоюродный брат К.С. Петрова-Водкина). На рыбачьем паруснике они переплыли Финский залив и через Финляндию и Швецию добрались до Германии. В Берлине архитектор оборудовал мебельную мастерскую. В 1921 году Мельцер оказался в Нью-Йорке, где и суждено ему было прожить до конца своих дней.

Скончался зодчий в 1943 году. До конца жизни он не переставал думать о России, о возвращении на берега Невы,  своей родной Академии художеств, которая «учила идеалам искусства».

 

* Источник текста: Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. — СПб.: Лениздат, 1997. — З-78 1021 с., ил.

Автор текста – И.Г. Калужинская.