?Вопрос-ответ

Лев Александрович Ильин

Поделиться:
Распечатать

Портрет.jpgЛев Александрович Ильин – член-корреспондент Академии архитектуры СССР, профессор, доктор архитектуры, один из крупнейших зодчих России, чья личная и творческая жизнь были связаны с Петербургом – Ленинградом.

Его наследие велико. Это и измененный облик Ленинграда и Баку, над генеральными планами которых он работал много лет. Новые улицы, площади, набережные и мосты, возникшие в результате реконструкции и перепланировки, произведены по замыслам и под руководством Л. Ильина. И, конечно, большое теоретическое наследие – десятки статей, докладов и выступлений и капитальный научный труд по истории мирового градостроительства, созданный в соавторстве с А.В. Буниным, Н.Х. Поляковым и В.А. Шквариковым.

Лев Александрович начал своё обучение в Петербурге, поступив по настоянию отца в Александровский кадетский корпус. Окончив семилетний курс в Кадетском корпусе, он в 1897 году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров. Летом 1902 года, сдав выпускные экзамены, Ильин, не получив документа об окончании ИГИ, отправился вместе с отцом в Италию.

В 1903 году Лев Ильин снова стал студентом – учеником архитектурной мастерской Л.Н. Бенуа в Академии художеств.

В 1902 году Ильин получил приглашение в ателье профессора Василия Антоновича Косякова. Работа с большим мастером над реализацией его проекта кафедрального собора в Кронштадте стала первой практической школой молодого архитектора. В.А. Косяков пробудил в Ильине интерес к древнерусскому зодчеству.

Участие Ильина в работе архитектурных обществ началось с докладов о поездке в Италию. Рассказ сопровождался демонстрацией своих рисунков, художественных открыток и фотографий. Выступление было обстоятельным и интересным и появилось на страницах «Зодчего» в 1903-1904 годах.

Вскоре постоянной обязанностью Ильина в архитектурных обществах становится работа в составе конкурсных жюри.

Первая конкурсная работа И. Ильина и А. Бубыря – проект доходного дома Анненской церкви на Фурштатской улице, разработанный в 1903 году – удостоилась высшей награды и была осуществлена без изменений.

В 1904 году Ильин получил приглашение занять должность архитектора Ксениинского института. В этой должности он оставался до 1917 года.

К концу 1910-х годов Ильин выполнил около 20 проектов и получил 18 премий на конкурсах. Это доходные дома и особняки, гимназии и коммерческое училище, театр и выставочные павильоны, культовые здания, мосты, торговый дом и больничный городок.

Первая личная работа Ильина, выполненная целиком в характере модерна, относится к 1905 году. Это конкурсный проект на фасады городской трансформаторной подстанции.

В том же году Лев Ильин получил ещё один серьёзный заказ, выполнение которого растянулось на несколько лет и в значительной степени стало этапным в творчестве архитектора. Речь идёт о переустройстве старых малых мостов через реки и каналы города. Ильин участвовал в разработке проектов четырёх мостов: двух через Мойку – Полицейского и Михайловского, одного через Фонтанку – Пантелеймоновского и одного через Введенский канал на Загородном проспекте.

В работе над проектом доходного дома В. Васильевой на Загородном проспекте, 66 Ильин обратился модерну.

Крупной предреволюционной работой Л. Ильина стал ансамбль больницы им. Петра Великого на Пискаревском проспекте. Создание его растянулось на два с лишним десятилетия, но разработка проекта завершилась в 1909 году.

С 1905 года началась преподавательская деятельность Ильина – сначала на Женских архитектурных курсах Романовой, а с 1913 года на курсах Е.Ф. Багаевой, которые были первым в России женским техническим учебным заведением.

Ещё одним крупным заказом архитектору было предложение Городской думы возглавить архитектурное проектирование при строительстве Ладожского водопровода. Лев Ильин стал главным архитектором громадного проекта. Он выполнил проекты Южной напорной станции в Петрограде, Ладожской водопроводной станции и Ладожского технического посёлка.

В 1913-1915 годах Ильин работал над проектом комплекса зданий военной школы в Петергофе, которая создавалась на базе военизированной гимназии имени Александра II.

* Источник текста: Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. — СПб.: Лениздат, 1997. — З-78 1021 с., ил.

Авторы текста – Е.П. Бусырева, О.А. Чеканова.